Приоритетные вопросы при выборе ниши для нового бизнеса (направления)
Компетенции участников проекта
В идеальном случае основатели проекта должны закрывать ключевые позиции проекта. Конечно, эти вопросы имеют особое значение в условиях серьезных финансовых ограничений и в сложных технологических проектах. В целом, важно представлять работу той ниши, в которой будет функционировать проект. Однако, если есть энергия и мотивация, можно выбирать и незнакомую нишу - в этом случае особое внимание должно уделяться поиску информации о работе в ней (профильные форумы, телеграм-каналы и пр.).
Адекватная оценка потенциального объема выбранной ниши
Оценка потенциального объема выбранной ниши должна включать в себя:
  • анализ конкурентов (сколько компаний, их размер, примерная доля в нише, особенности ассортимента, ориентировочная прибыльность, маркетинговая активность);
  • анализ потребителей (приблизительный спрос, ценовые ожидания, основные факторы выбора поставщика или продавца). При этом, по возможности, желательно выяснить из первых рук (у покупателей, персонала служб закупок) критерии выбора продавцов (поставщиков), основные проблемы в выбранной нише;
  • определение потенциала роста ниши, а также своего потенциала в нише (включая возможности роста за счет конкурентов). Здесь необходимо изучить общие тенденции на выбранном рынке (т.е. посмотреть профильные отчеты о данных рынках от крупных консалтинговых компаний, Росстата и пр.), а также на основе опросов потенциальных клиентов оценить возможности своего проекта.
Определение своих основных отличий от конкурентов (включая параметры, по которым проект им уступает)
После анализа конкурентов необходимо определить возможные для своего проекта конкурентные преимущества, а также самые проблемные точки, в которых конкуренты превосходят проект. Так, конкурентным преимуществом может стать даже просто добросовестное отношение к взятым обязательствам (в ряде случаев это даже позволяет компенсировать более высокие цены). Кроме того, новый креативный взгляд может позволить найти оригинальные подходы к взаимодействию с клиентами (например, предоставление новых комплексных услуг для клиентов, обеспечение более удобной логистики и пр.).
Для новых проектов с дефицитом финансирования и недостаточным опытом на рынке основными проблемными вопросами могут стать:
  • отсутствие надежных связей с поставщиками иностранной продукции и оборудования, особенно в условиях санкций;
  • недостаточный технологический уровень.
Вместе с тем снизить значимость этих вопросов можно, например, путем предоставления максимально гибкого сервиса, который чаще всего недоступен у крупных компаний.
В целом, на каждое из выявленных преимуществ конкурентов над вашим проектом необходимо разработать план по достижению паритета (или минимизации превосходства конкурентов).
Расчет финансовых показателей проекта, исходя из разных сценариев развития событий
Правильно проведенная оценка финансовых показателей проекта является краеугольным камнем его успешности, позволяя адекватно оценить как собственные финансовые возможности и риски предпринимателя, так и потенциальную результативность проекта. Особое значение это имеет для начинающих предпринимателей, зачастую слишком поверхностно относящихся к оценке финансовой части проекта. Для такой оценки можно использовать специальное программное обеспечение (например, Project Expert и пр.), однако это дорого и требует определенного знакомства с соответствующими программами. Для решения этой проблемы мы предлагаем воспользоваться специальными шаблонами, которые вы можете найти на нашем сайте.
Кроме того, при планировании проекта в условиях дефицита финансирования нужно в обязательном порядке оптимизировать первоначальные затраты. Подробнее об оптимизации первоначальных затрат можно прочитать здесь.
Оценка возможностей и цены привлечения инвестиций
Для новых проектов, особенно первого бизнеса, ключевым вопросом выступают источники финансирования. Конечно, идеальным вариантом является наличие достаточных сбережений у участников проекта, но чаще всего требуется привлечение стороннего финансирования. Еще недавно отличным источником мог стать банковский кредит для физических лиц, однако сейчас ставки кредитования являются фактически заградительными и банковский кредит целесообразно привлекать только при нехватке незначительной суммы. В связи с этим в текущих условиях следует рассматривать небанковские источники финансирования. Подробнее о доступных для начинающих (и не только) предпринимателей источниках финансирования можно прочитать здесь.
Made on
Tilda